Перспективный стандарт для колесных пар железнодорожного подвижного состава
14.02.24Тяговый состав и вагоны
Ведущий конструктор отдела стандартизации, метрологии и управления качеством Проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства – филиала ОАО «РЖД» Наталья Голикова рассказала о результатах подготовки СТО ОПЖТ 45-2023 «Колесные пары железнодорожного подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм. Методические рекомендации по выполнению измерений (контролю) поверхности катания колес железнодорожного подвижного состава. Формирование единых учетных и отчетных документов» и об особенностях его апробации.
Как возникла идея (необходимость) разработки СТО ОПЖТ 45-2023?
В июне 2023 г. президентом ОПЖТ Валентином Гапановичем инициирована разработка стандарта на выполнение измерений колес железнодорожного подвижного состава. Головным разработчиком было назначено Проектно-конструкторское бюро локомотивного хозяйства – филиал ОАО «РЖД».
До этого в локомотивном комплексе отсутствовали алгоритмы выполнения измерений средствами измерений (далее - СИ) и допускового контроля (далее - СДК), а также применялась значительная номенклатура таких СИ и СДК.
Как проходила разработка документа, кто принимал участие и сколько она длилась?
В короткие сроки образована Рабочая группа ОПЖТ по разработке документа, в которую вошли представители Проектно-конструкторского бюро вагонного хозяйства – филиала ОАО «РЖД», Проектно-конструкторско-технологическое бюро пассажирского комплекса – филиала ОАО «РЖД», АО «Трансмашхолдинг», ООО «ЛокоТех», ООО «ТМХ Инжиниринг», ООО «СТМ-Сервис», ООО «НЭРЗ» и АО «НИИАС».
Работа над стандартом продолжалась в течение шести месяцев. В результате в декабре 2023 г. он был согласован, а также одобрен на совместном заседании Комитета ОПЖТ по координации локомотивостроения и их компонентов, и Комитета ОПЖТ по техническому регулированию и стандартизации.
На первоначальном этапе в стандарт были включены конструкции колесных пар локомотивов, профили бандажей колес при их изготовлении и ремонте, графическое сравнение существующих профилей. Кроме того, определена терминология, описаны применяемые СИ и СДК, а также установлен порядок учета и формы учета результатов измерений геометрических размеров колесных пар. Затем сформирован раздел, описывающий алгоритмы выполнения измерений (контроля) локомотивных колесных пар в эксплуатации и ремонте.
Как Вы считаете, стандарт сможет нивелировать те различия в методологии выполнения замеров, отступления от существующих технологических инструкций, которые были выявлены «на местах» при разработке документа?
В процессе формирования стандарта в нескольких сервисных депо произведены замеры и изучены записи в книгах учета. Стало понятно, что единая идентификация дефектов бандажей отсутствует. Именно поэтому принято решение дополнить стандарт классификатором дефектов.
Так, был сформирован классификатор дефектов колесных пар локомотивов, за основу которого был взят классификатор дефектов рельс. В процессе формирования классификатора в рамках разработки стандарта на перспективу поступило предложение о расширении области его применения на весь железнодорожный подвижной состав, а также о создании единого классификатора с кодами дефектов для всех участников перевозочного процесса и, соответственно, единой электронной формы учета измерений колесных пар.
Что в разработке стандарта было наиболее сложным с точки зрения сбора данных и что в существовавшей ранее методологии измерений подлежало наибольшей корректировке?
Сложность разработки классификатора обусловлена тем, что у различных хозяйств (вагонного, моторвагонного) уже были разработаны свои классификаторы с трехзначными кодами дефектов. Возникла необходимость объединить разнообразие локомотивных дефектов с существующими дефектами в других комплексах, однако сохранить трехзначную кодировку не получилось. Так был разработан классификатор неисправностей колесных пар подвижного состава с шестизначным кодом, который и вошел в стандарт.
Как с Вашей точки зрения введение стандарта должно повлиять на выявление дефектов колесных пар на практике?
Стандарт разработан как для применения в существующих условиях, так и на перспективу: со временем все участники перевозочного процесса перейдут на электронные средства измерений, электронные системы учета результатов измерений и состояния железнодорожных колес. Но уже сейчас стандарт можно использовать для обучения специалистов, которые смогут правильно осуществлять замеры колесных пар, применять унифицированные алгоритмы замеров, а также правильно идентифицировать дефекты и присваивать им соответствующую кодировку.
Как Вы оцениваете значимость стандарта для отрасли в целом?
Применение данного Стандарта позволит учесть спрогнозированный остаточный ресурс колесных пар при формировании поездов на определенные маршруты, что позволит повысить безопасность транспортирования грузов, а также сохранить жизнь и здоровье пассажиров.
Источник: ОПЖТ
Просмотров: 114