Дефицит вагонов ударяет по росту российской экономики
26.10.11Новости железнодрожного рынка
С июля 2011 года весь подвижной состав передан компаниям-операторам. Изменилась тарифная политика, и неявная оплата порожнего пробега стала явной.
Наболевшие вопросы отрасли будут рассмотрены на II международнаой конференции "Грузоперевозки для малых, средних и крупных предприятий: решение проблем".
Организатор: Rusmet.ru
Дата и место проведения: Москва, Центр Международной торговли, 28 октября 2011
Тематические направления и вопросы выставки:
Куда мы идем? К чему мы придем? Так вопрошают сегодня малые и средние предприятия, которые столкнулись с проблемой нехватки вагонов для перевозки грузов. Вагонов или просто не дают, или случаются ситуации, когда груз в пределах Москвы может идти неделю. Бизнес практически невозможно вести, когда в любой момент монополисты могут сказать: «Вагонов нет и не будет». Переходить на автомобильный транспорт? Но в условиях нашей страны такое становится нерентабельным для целых секторов промышленности, где присутствует малый и средний бизнес.
Большие за себя могут постоять, да и то не всегда. Они идут жаловаться в свои профильные министерства, министерства посылают запросы в РЖД и получают стандартные ответы: да, вагонов действительно не хватает. Многие брошены для обеспечения нужд строительства в Сочи. Но есть одно обстоятельство. Если мы поедем в Сочи, то с удивлением обнаружим, что там, в плане перевозок грузов за год ничего не изменилось: что было вчера (год назад), что сегодня, принципиальной разницы нет. Получается, как в анекдоте про мужа: жене сказал, что пошел к любовнице, любовнице — что пошел к жене, а сам пошел в библиотеку. Так в какую библиотеку направились вагоны???? Если проанализировать статистику жд-перевозок, то да, есть небольшой рост, но не настолько, чтобы вдруг в России везде перестало хватать вагонов!
Немного статистики:
опережающими темпами растут перевозки автомобильным транспортом
По оценкам Росстата, в I полугодии 2011 грузооборот транспорта составил 2441,9 млрд тонно-километров, в том числе железнодорожного — 1046,5 млрд, автомобильного — 99,1 млрд., морского — 38,6 млрд, внутреннего водного — 20,6 млрд, воздушного — 2,3 млрд, трубопроводного — 1234,8 млрд тонно-километров.
Грузооборот транспорта
Изменение грузооборота транспорта в июне 2011 года в % к июню 2010
Из общего объема перевезенных железнодорожным транспортом грузов почти 56% приходится на три вида грузов: каменный уголь, нефть и нефтепродукты, строительные грузы.
Объем погрузки основных видов грузов на железнодорожном транспорте
— С июля 2011 года весь подвижной состав передан компаниям-операторам. Изменилась тарифная политика.
Железнодорожные перевозки — удобный способ доставки грузов в любой регион России, а также по всем направлениям за рубеж. Возможности железных дорог позволяют осуществлять транспортировку грузов на огромные расстояния в кратчайшие сроки. Внутренние железнодорожные перевозки грузов давно уже заняли свою нишу в сфере транспортного сервиса, а международные логистические компании сейчас активно развиваются, предоставляя все больше услуг. Однако, постоянные сбои в системе грузоперевозок могут стать фактором, сдерживающим рост промышленного производства.
Изменение корпоративной структуры в течение 2010 года определялось деятельностью ОАО «РЖД» по созданию дочерних и зависимых обществ, а также продаже их акций в рамках реализации третьего этапа Программы структурной реформы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 года №384.
В 2010 году в рамках структурной реформы на железнодорожном транспорте было создано 14 дочерних и зависимых общества, в том числе в сферах оперирования грузовыми вагонами, пассажирских перевозок, промышленного производства, контрактной логистики, научно-технической деятельности, терминально-складских услуг и ремонта грузовых вагонов.
Всего за время реформирования советом директоров ОАО «РЖД» приняты решения о создании 84 дочерних и зависимых обществ, в том числе 54 на третьем этапе (с 2006 по 2010).
Реализация Программы структурного реформирования железнодорожной отрасли направлена на улучшение предоставления услуг за счет развития конкуренции (внутриотраслевой, межвидовой, международной).
Конкуренция на рынке железнодорожных транспортных услуг будет развиваться и далее в тех сегментах, где сформированы необходимые правовые, экономические и технологические условия.
В настоящее время в рамках реализации третьего этапа структурной реформы железнодорожного транспорта принятые государственные меры в области реализации тарифной политики на железнодорожном транспорте дали мощный стимул к развитию внутриотраслевой конкуренции, в том числе за счет постепенного увеличения доли парка грузовых вагонов, находящихся в частной собственности.
В конце 2010 парк грузовых вагонов независимых от ОАО «РЖД» компаний-операторов составлял около 508 тыс. единиц (49,5%). В целом по холдингу «РЖД» доля грузовых вагонов на 31 декабря 2010 года составляла 50,5% общего парка вагонов.
В 2010 году, в процессе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, продолжилось развитие конкуренции в сфере грузовых железнодорожных перевозок.
Дефицит вагонов
Дефицит вагонов является показателем роста объема производства и реализации продукции, что отчетливо видено из официальной статистики. По данным Росстата, с февраля 2011 индекс перевозки грузов ж/д транспортом стал уступать индексу промышленного производства.
Дефицит порожних грузовых вагонов уже негативно сказывается на уровне экономического развития отдельных регионов.
Индексы промышленного производства и перевезенных ж/д транспортом грузов (в % к соответствующему месяцу предыдущего года). Перевозка грузов ж/д транспортом (млн. т).
В основе дефицита лежат многие факторы:
- со стороны грузоотправителя — это неравномерность предъявления операторам заявок на перевозку железнодорожным транспортом грузов, а также использование вагонов в качестве «временных складов на рельсах», в результате чего вагонооборот значительно снижается.
- со стороны оператора — это нежелание работать со строительными и лесными грузами, а также социальными грузами, особенно с удаленными грузоотправителями.
В настоящее время перевозчики зарабатывают значительную прибыль на крупных грузоотправителях, несопоставимую по рентабельности с перевозками продукции мелких и средних предприятий. Локальные экономические расчеты разделяют грузы на выгодные и невыгодные, в результате чего грузоперевозчики отказываются перевозить «невыгодные» грузы или существенно повышают расценки на их доставку.
Для устранения проблемы нехватки вагонов нужен комплекс мер, реализация которых займет не один месяц. В частности, это относится к разработке новой методики ценообразования, которая изменит ситуацию с нежеланием возить малоприбыльные грузы, а также, по словам президента РЖД Владимира Якунина, — создание административных ограничений для порожнего пробега.
Есть ли перспективы улучшения ситуации?
Если сидеть, сложа руки и ничего не делать, то перспектив никаких. Если пытаться сообща решить сложившуюся проблему, то гарантий тоже нет, но потом не будет стыдно себя спросить: «А что сделал лично я?»
Просмотров: 1828