Железнодорожный инструмент (путевой инструмент)
27.10.09Строительство и ремонт ж/д путей
Строительство, содержание и ремонт железнодорожных путей невозможны без железнодорожного, или путевого, инструмента. Под этим названием объединяются приспособления и машины с ручным, электрическим, пневматическим, гидравлическим видами приводов, вес которых не превышает ста килограммов.
Путевые инструменты делятся на две категории по типу функционирования исполнительных органов:
- ударного действия;
- вибрационного действия.
Они служат для подбивки шпал, шлифовки крестовин и рельсов, разгонки зазоров между рельсами и других целей.
Своевременное выявление неисправностей – залог предотвращения аварий. Контролировать состояние путей работникам помогает измерительный инструмент. Регулировать стыковые зазоры между проложенными рельсами позволяет такой инструмент, как разгонщик.
Регулярный ремонт – вторая важная задача. В этом процессе задействованным оказывается большой набор путевых инструментов. В частности, ручной гидравлический домкрат необходим при подбивке шпал, поскольку она невозможна без подъемки рельсо-шпальной решетки. Кроме того, на железной дороге используются домкраты электрические, винтовые, реечные.
Сдвижка пути в поперечном направлении, сдвижка стрелочных переводов, под которыми имеется железобетонная или деревянная основа, – область действия рихтовщика.
Ключи и гайковерты используются и разборке или строительстве путей для завинчивания (отвинчивания) крепежей. Забить или выдернуть путевой костыль позволяют костылевыдергиватели и костылезабивщики. В последнее время популярными стали шуруповерты. Эти универсальные инструменты подходят как для завинчивания (отвинчивания) закладных болтов, клеммных гаек и шурупов, так и для сверления отверстий для путевых костылей или шурупов.
Резка незакаленных и объемно-закаленных рельсов возможна лишь с использованием рельсорезных станков. Они снабжены рабочим инструментом – абразивно-отрезным устройством либо ножовочным полотном.
Кроме того, на железной дороге не обойтись без таких станков, как рельсосверлильный, рельсошлифовальный, фаскосъемный. Первый служит для сверления технологических отверстий под стыковые болты в шейках рельсов. Второй – для шлифования концов рельсов, являющихся наплавленными, и снятия накатов. То есть для работ зачистных и заточных. Третий необходим при снятии фасок в отверстиях для болтов с целью увеличения срока эксплуатации рельсов. Поскольку данные операции позволяют минимизировать концентрацию напряжения в области кромок отверстий.
К числу используемых агрегатов относится агрегат сварочный, используемый при необходимости электродуговой сварки ручного типа, а также электроагрегаты, необходимые в местах ремонтных работ для подачи электричества к нуждающемуся в нем оборудованию.
Для обслуживания продолжительных участков путей используются специальные транспортные устройства. Они позволяют перемещать материалы ВСП и путевой инструмент на различные дистанции.
Таким образом, путевой инструмент ручного типа используется для выполнения работ в малых объемах. Однако в настоящее время более актуальным становится использование механизированных приспособлений и тяжелых машин. Связано это с увеличением интенсивности движения железнодорожного транспорта и сокращением интервалов между следующими друг за другом составами.
Просмотров: 7820