Тяговый состав и вагоны (локомотивы, вагоны, думпкары и т.д.)
27.10.09Тяговый состав и вагоны
Под железнодорожным транспортом, как правило, понимается подвижной состав (тяговый, не тяговый или специальный). То есть то, что передвигается по железнодорожному пути.
Подвижной состав подразделяется на три основные категории:
1. Тяговый подвижной состав или локомотивы. К данной категории относятся:
- электровозы. Это неавтономные локомотивы, в которых в качестве источника тяги используются электродвигатели. Двигатели получают энергию из электрической сети, расположенной в непосредственной близости от пути.
- паровозы. Устаревший вид автономного локомотива, в котором в качестве источника тяговой силы используется паровой двигатель. В настоящее время паровозы используются достаточно редко.
- тепловозы. Один из самых распространенных сегодня видов локомотивов. В его основе - двигатель внутреннего сгорания, в качестве источника энергии потребляющий дизельное топливо.
- газотурбовоз. Данный вид локомотива оснащается электрическими двигателями, получающими ток от генератора. Генератор снабжен газовой турбиной, позволяющей сжигать инертные газы, тепло от которых преобразуется в электроэнергию. Сфера использования данного типа локомотивов ограничена вследствие их сравнительно сложной конструкции и, соответственно, более высокой цены.
- теплоэлектровоз. Представляет собой комбинацию тепловоза и электровоза. За счет использования двигателя внутреннего сгорания может обойтись без электрической контактной сети.
- аккумуляторный электровоз. Это подвид электровоза, отличающийся возможностью работы без электрической контактной сети. Локомотив снабжается аккумуляторами, подзаряжающимися от сети. Таким образом, данный тип локомотива может работать как от сети, так и без нее. Примером аккумуляторного электровоза являются грузовые троллейбусы.
2. Нетяговый подвижной состав. Сюда относятся различные типы вагонов, подразделяемые на две подкатегории:
- пассажирские;
- грузовые.
Помимо своей функциональной роли вагоны отличаются друг от друга количеством осей или колесных пар (4, 6, 8, 12 и 16-осные), грузоподъемностью, массой самого вагона, нагрузкой на ось и погонной нагрузкой (на метр железнодорожного пути). Кроме того, вагоны дифференцируются по типу устройства ходовых частей. Бывают нетележечные и тележечные.
Пассажирские вагоны встречаются следующих видов:
- плацкартный;
- купейный;
- спальный вагон (СВ);
- межобластной.
Все пассажирские вагоны относятся к числу цельнометаллических. Среди грузовых вагонов к цельнометаллическим относят почтовый или багажный вагон.
Кроме того, выделяются следующие грузовые вагоны:
- крытый вагон. Используется для защиты груза от неблагоприятных атмосферных воздействий, а также повреждения и краж.
- полувагон. Для насыпных материалов, не требующих защиты.
- платформа. Используется для транспортировки крупногабаритных и негабаритных грузов.
- цистерна. Применяется для транспортировки жидкостей (нефти, бензина, молока) и некоторых сыпучих веществ (муки и цемента).
- вагон-рефрижератор. Вид крытого вагона, применяемый для перевозки продуктов питания и других товаров, требующих низких температур.
- фитинговая платформа. Вагоны с креплениями под перевозку железнодорожных контейнеров и другого крупногабаритного груза.
- думпкар. Тип саморазгружающегося вагона. Снабжен пневматическими цилиндрами, с помощью которых производится наклон кузова. Борта кузова думпкара откидываются при разгрузке.
- хопперы. Предназначены для перевозки сыпучих грузов. Выделяют две разновидности хопперов - открытые и закрытые. В отличие от крытых вагонов и полувагонов снабжены системой саморазгрузки. Корпус данного типа вагонов изготовлен в виде обратной трапеции.
3. Специальный подвижной состав:
- дрезины;
- ремонтные машины;
- автомотрисы.
Просмотров: 5167